Как мозг учится, часть 5 – адаптация и обратная связь

Способность нашего мозга адаптироваться к сложнейшим задачам, и успешно их решать даже когда задачу формализовать и разложить по полочкам практически невозможно удивляет и восхищает.

Но его «протокол программирования» появился задолго до современного общества, и у нас он, к сожалению, дает сбои. И эти сбои приводят не только к потере эффективности, но и к вполне реальным психологическим проблемам.

В этой статье я расскажу про этот самый простой «протокол программирования» нашего мозга, и неочевидные следствия их них. Хакеров попрошу дальше не читать 🙂

Почему это важно?

Все гениальное просто, а наш мозг самая гениальное и масштабная система на земле. И несмотря на сложнейшее внутреннее устройство, большинство принципов его работы ничуть не отличаются от аналогов у зверушек, о чем я рассказал в прошлой статье про механизмы обучении.

Все более сложные методы являются приобретенными, которым ребенок обучается у других людей. Но этот принцип является базовым, частью «архитектуры» нашего мозга, и поэтому используется в любом случае, параллельно со всеми остальными способами обучения. Точно также, как и копирование – неосознанный процесс, который выполняется все время помимо нашего желания.

Большие неприятности происходят, когда человек пытается чему-то учиться, при этом подсознание, следуя своим принципам работы учится противоположному. И в нашем мире, где сознание и анализ ставится во главу угла – эти грабли бьют исподтишка и особенно больно.

Скорость обратной связи

Самое главное условие – скорость той самой обратной связи. Максимально эффективно обучение если последствие изменений в деятельности мозга дают мгновенный эффект. Объяснение этому простое – у нашего мозга очень сложные взаимоотношения со временем. В принципе у нас есть «внутренние часы», но для самого подсознания понятие «время» можно считать не существует вообще.

Комментарий для программистов: для упрощения можно считать, что все происходящее записывается вокруг записывается в некий циклический буфер длительностью в единицы минут, а мозг просто читает данные из этого буфера. Понятия времени как чего-то отдельного нет.

То есть «текущее время» это всего лишь некие входные данные. Ничем принципиально не отличающиеся от таких данных как «яркость света», или «слышен звук такой-то тональности».

Все это следствие физического устройства нашего мозга – «обработка данных» это процесс электрический, а память – химический и биологический (синтез веществ, меняющих характеристики нейрона, а также создание новых связей между нейронами). И, упрощая, для быстрого обучения нам нужно чтобы все данные были в «кэш-памяти».

Хранятся же данные в ней всего лишь около 5-и минут.

Это очень хорошо известно, например, тем кто занимается дрессировкой животных – совершенно бессмысленно как наказывать, так и поощрять за что-то, что произошло даже полчаса назад.

Последствия замедленной обратной связи

Представим себе вполне рядовую рабочую ситуацию – некий сотрудник сделал серьезную ошибку. И вот он, преисполненный чувством вины сидит и работает в поте лица, чтобы загладить последствия.

И тут его на ковер вызывает начальник, и устраивает разнос. Да еще и в конце месяца он видит что его лишили премии. Разумно? Вроде бы да – раз ошибся, должен понести наказание.

Но на практике получается совершенно другое: после ошибки он начал работать больше и лучше. Ошибка была вчера, а работа лучше – сегодня. И вот уже за более активную работу он и получает по сути разнос от начальства.

Если человек не дурак, то умом он понимает, что причина его вчерашние действия. Но для мозга все куда проще: я сейчас работаю усерднее (действие) ⇒ получаю разнос от начальства (результат) ⇒ не надо работать усерднее.

И в этот чудесный момент в голове появляется бардак. С точки зрения разума надо работать лучше, но мозг при этом запрограммировали что работать лучше – плохо.

Выводы

Это касается как «программирования» себя, так и детей, а также сотрудников.

  1. Если вы делаете что-то «правильное» – нужно обеспечить себе своевременное (т.е. максимально близко к завершению) выдачу «награды».
  2. Размер награды не так важен, как непосредственная связка ее получения с моментом выполнения «правильного» действия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *