Как мозг учится, часть 4 – печенька и печалька

Механизм самообучения нашего мозга хоть и крайне сложен, но имеет самый простой интерфейс, который используется постоянно.

От нас лишь требуется понимать его, чтобы использовать более эффективно и избегать обучения «неправильному».

Удовольствие и боль

Наш мозг содержит в себе некую «логику», которая в ответ на события реального мира, состояние нашего физического тела и образы в нашем сознании предпринимает некие действия – регулирует работу тела и передает образы в сознание.

И все время учится, чтобы делать это более эффективно. С точки зрения мозга эффективность – это максимум удовольствия и минимум боли. Именно через эти два ощущения контролируется обучение мозга.

Причем оба ощущения могут как прийти из физического мира, так и быть выдуманными нашим сознанием, или даже быть запрограммированной реакцией подсознания на какие-то события. Это для работы самого механизма обучения совершенно не важно.

Как выглядит обучение?

Итак, у подсознания есть какая-то информация. О текущем, в этот самый момент, состоянии нашего тела, информация с рецепторов, образы в нашем сознании.

Из этого всего наш мозг каким-то способом принимает решение – что ему делать. И соответственно передает образы (мысли, ощущения, ассоциации) в сознания, и как-то влияет на наше тело. Или не делает ничего.

И тут начинается самое интересное – если в ответ мы чувствуем удовольствие, мозг принимает решение «ага! я все делаю правильно». И это поведение закрепляется. Если же мы чувствуем боль – то наоборот, это значит «так, надо попробовать что-то другое, а это мы делать не будем».

Управление направлением обучения

Если мы получаем только удовольствие, то вне зависимости от его силы – шаблон поведения закрепляется. В следующий раз мозг попробует применять ровно тот же алгоритм. И чем сильнее удовольствие, тем сильнее это закрепление.

Если мы получаем только боль, то вне зависимости от ее силы – мозг пытается что-то изменить. И чем боль сильнее, тем значительнее должно быть изменение. Причем самый простой вариант изменения – это к последнему известному варианту, где боли было меньше.

Если же мы получаем и то и другое – начинается гораздо более сложное поведение. С одной стороны, если новое поведение дало больше удовольствия – его стоит закрепить. Но так как там есть и боль – то все же его надо как-то менять.

Если боль значительно слабее удовольствия — то уже нет смысла менять все назад «откатывая изменения». Надо брать за основу новый вариант и его улучшать!

А ведь это именно то, что нам нужно. По отдельности боль и удовольствие это элементарная дрессировка – этого не делай, это делай.

Совместно, они превращается в полноценное средство обратной связи, необходимое для обучения.

Откуда берется боль, когда есть удовольствие?

В физическом мире можно придумать много примеров — конфета ребенку стащить и съесть вкусно, но по шее от родителей потом получать – больно. И тут сразу такое творчество развивается, каким образом ее все-таки съесть, но по шее не получить!

А еще у нас есть классный инструмент – сознание. Которое вполне в состоянии заставить нас чувствовать боль, когда ее в реальном мире – нет.

Вон лежит конфета, я до нее почти дотянулся… почти… блин! И вот он маленький мысленный щелчок себе по носу.

Баланс удовольствия и боли

И вот тут начинаются проблемы. Если боли слишком много – обучение останавливается. Мы начинаем не искать способ «увеличить количество удовольствия», а на первый план выходит защита от боли. А первый ее шаг – перестать делать то, что делается сейчас, раз оно приносит боль.

Именно это объясняет, что лучше всего обучение происходит, когда нужно решать задачи чуть-чуть выше своего уровня способностей. Когда постаравшись можно дотянуться. И при этом постоянно, раз в несколько минут, есть какие-то подвижки, которые приближают к конечной цели. Мы получаем постоянно подпитку себя удовольствием от достижения маленькой цели, но при этом и постоянно себя чуть-чуть подстегиваем.

Если же удовольствие есть, а боли (хотя бы придуманной, неудовольствия от того что не достигнута еще более масштабная цель) нет – развитие мгновенно останавливается, человек начинает просто повторять одно и тоже. И ничем при этом не будет отличаться от крысы в эксперименте, когда ей вживили электрод в центр удовольствия и позволили нажимать на кнопку, которая пускала по электроду ток.

Краса эта в итоге погибла.

Если же происходит переизбыток боли при всех доступных вариантах поведения, то мозг выбирает просто меньшее из зол – полное бездействие, режим экономии энергии. И это в целом является одним из вариантов начала депрессии.

Сила ощущений

Самое любопытное в том, что абсолютная сила этих ощущений никакого значения не имеет, лишь относительная. Главное чтобы сила этой самой «боли» зависела от размера ошибки, а сила удовольствия – от близости к идеальному результату. До тех пор, пока это правило соблюдается – мозг будет крайне быстро и эффективно перестариваться, чтобы свести боль к нулю, а количество вкусняшек – к максимуму.

Выводы

Зная эти факты, мы можем собой замечательно манипулировать:

  1. Простейший фокус – после каждого успешного элементарного действия давать себе «печеньку». Абсолютный масштаб печеньки не важен, важно лишь, чтобы сила зависела от результативности.
  2. Не давать себе никогда сильных наказаний. Кстати, такие вещи как чувство вины и прочие аналогичные пакости надо изживать, в том числе с помощью специалистов. Фоновое ощущение должно быть «мне хорошо, мне очень хорошо, но ведь можно еще круче… начинаем новую игру!»
  3. Не игнорировать ошибки. Мучать себя за них не надо, но ясно их видеть и осознавать нужно обязательно. Сам факт осознания чего-то как «ошибки» уже достаточно сильный пинок, чтобы постараться ее недопустить.

Хинт для тех, кто занимается бизнесом – берете ключевые показатели вашего бизнеса, от 1 до 3-х, заставляете программистов сделать вам их отображение в виде графика, и ежедневно над ним медитируете. Думать при этом логически совершенно не нужно, просто медитировать на этот график.

Практика показывает, что сам факт такой ежедневной медитации позитивно повлияет на график – мозг будет искать способы его улучшить.

Тот же самый метод действует и для любых других областей деятельности. Разве что желательно чтобы график этот строился без вашего участия. Ибо в те моменты, когда будут провалы – одним из простейших решений недопустить боли будет просто забить на него, и тут нужна крепкая сила воли.

А если этот график вам ежедневно распечатывают и вешают в кабинете на дверь – никуда уже вы от него не денетесь :)

Как мозг учится, часть 4 – печенька и печалька: 2 комментария

  1. Только вот засада. Через дня 3 глаз замыливается и на график уже не реагирует почти. Опять тоже стремление избежать боли -перестать реагировать.

    • Да, есть такая штука. Особенно если это какой-то график, зависящий от слишком многих факторов — например график прибыли в большой компании.
      То же самое происходит если график незначительно зависит от текущих действий (пашу уже неделю как проклятый, а этот [censored] график только на миллиметр вырос), это тоже скорее демотивирует.

      Работает такая штука только если график базируется на такой формуле, что «правильные» действия влияют на него больше, чем «неправильные». Чтобы соблюдался тот самый принцип — положительных подкреплений должно быть больше чем отрицательных.

      Еще фишка в том, что его действие очень сильно зависит от того с каким идеалом мы себя сравниваем. Если себя сегодня с собой вчера — все замечательно. Но если мы начинаем сравнивать свои результаты с Биллом Гейтсом или Ричардом Брэнсоном, давая при этом себе оценку — депрессия гарантирована.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *