Как мозг учится, часть 3 – копирование

Копирование – первый этап обучения любому навыку. Именно оно создает основу, с которой начинается дальнейший «тюнинг» навыка. И, так как он самый быстрый – именно от него зависит будет ли человек учиться новому десятилетия, или станет хорошим специалистом уже через несколько лет.

Первое приближение

В любых методах, где используется последовательное приближение к результату, очень важно с какой точки мы начинаем.

Если человек учится забивать гвозди, и начинает это с того, что держит молоток зубами, а гвоздь ногой – вероятно он догадается рано или поздно использовать все же руки. Но также возможно, он станет это делать мастерски ногами и зубами. Настолько, что это будет быстрее и лучше, чем у чайника, который держит молоток все же руками.

В итоге, если ему предложить взять таки молоток в руки – он попробует, и окажется что ему это «не удобно». Привычка сформировалась. И теперь, хотя он и забивает гвозди быстрее и лучше любого чайника, он никогда не сможет стать хорошим плотником.

Если считать обучение некоей математической задачей по поиску оптимальной последовательности действий – такой человек попал в «локальный минимум». Все оптимизировано дальше некуда.

Хотя на первый взгляд это явный баг, на самом деле это необходимо для развития общества. Люди часто идут «неправильной» дорогой, и иногда оказывается, что это решение все же лучшее. Все остальные имеют лишь проблемы.

Если вы исследователь, и ставите эксперименты на собственной жизни – то в качестве «первого приближения» можно брать просто произвольный вариант. Или прочитать 100500 книг, проанализировать, построить модель – и найти такой вариант.

Но на практике обычно важнее найти не «наилучшее» решение, а «достаточно хорошее». И тогда наша задача не «иметь шанс стать гениальным изобретателем новой технологии», а «максимально быстро достичь желаемого качества решения задачи».

И, страшная тайна, даже «гении», и сторонники подхода «Think Different» экспериментируют лишь в узких областях.

Чем меньше – тем лучше

Увы, у копирования есть один большой недостаток – невозможно скопировать мозги. Легко скопировать навыки, требующие конкретных физических действий, но скопировать «стиль мышления» напрямую уже невозможно.

Также – чем сложнее по структуре навык, тем сложнее его копировать, и сложность эта растет экспоненциально.

Поэтому первое что необходимо для быстрого обучения – разбить этот навык на множество маленьких кусочков-навыков, и дальше обучаться каждому из них отдельно.

Тем более эти навыки могут сильно различаться – для каждого из них может куда лучше подходить разные способы обучения.

Что копировать?

Если речь идет о конкретных физических действиях – то тут все просто, копируем их и радуемся жизни 🙂

Но чаще всего нам приходится учиться таким виртуальным вещам, как новые способы мышления. Работа программиста, дизайнера, писателя – хотя и содержит много чисто технических навыков, но главная ее суть в специфическом стиле мышления. Который скопировать, на первый взгляд, не возможно.

Увы, на второй взгляд – тоже невозможно 🙂 Зато у нашего мозга есть способность вырабатывать навык решения задачи, имея лишь исходные данные и ответ – вот ей мы и воспользуемся.

Для этого начинаем копировать не стиль мышления, а его результат.

Чтобы стать хорошим программистом – нужно читать хороший код. Чтобы стать хорошим дизайнером – нужно постоянно изучать лучшие образцы дизайна. И так далее.

Самое интересное, что этот эффект многократно усиливается при непосредственном копировании.

То есть красивый образец не только созерцается, но и непосредственно последовательно копируется – точно теми же действиями, как если бы вы его создавали.

У кого копировать?

Навык есть смысл копировать только у тех, у кого наилучший практический результат.

Если для теоретического обучения важнее всего полнота и структурированность изложения, то для копирования – не важно умеет ли человек связать двух слов (если вы не учитесь ораторскому искусству, конечно).

Неочевидный хинт – если навык состоит из множества, необязательно им всем учиться у одного человека.

Во многом по этому полезно учиться смежным дисциплинам – в них есть люди, которые обладают этими навыками лучше. К примеру, программистам можно многому научиться у физиков (строгая формализация значимых фактов реальной жизни), у математиков, даже у писателей.

Конечно, главное в таком обучении – это добавление в свой мозг новых способов мышления. Но происходит оно в первую очередь именно тем самым копированием.

Копирование мыслей

Повторюсь – хотя стиль мышления напрямую скопировать нельзя, благодаря возможностям нашего мозга самому выстраивать цепочку от исходных данных до результата, мы можем скопировать аналог этого стиля мышления.

В итоге мы не станем думать так же, но мы учимся думать так, что это дает те же результаты. Что нам собственно и нужно.

Выводы

Любой сложный навык разбиваем на части перед изучением.

Каждой части учимся у того, кто в этом имеет лучшие результаты.

Если не можем скопировать действия – пытаемся скопировать результат, в итоге действиям так или иначе научимся сами.

И перестаем делать вид, что мы такие умные, что нам не нужны простые методы обучения.

Мантра хорошего программиста – Make it work, make it right, make it fast подходит не только программистам.

И копирование – как раз является этапом «make it work».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *