Как мозг учится, часть 2 – основы программирование своего «суперкомпьютера»

Итак, у каждого из нас есть собстенный суперкомпьютер, круче любого существующего на данный момент технического устройства. Но вот печалька – инструкцию по эксплуатации к нему нам не выдали.

К счастью, основной метод настолько прост, что используется неосознанно всегда при обучении любому новому навыку, начиная с грудничкового возраста. К сожалению потом он заменяется (вместо того чтобы дополняться) другими методами.

Обратная связь

Главное что необходимо для обучения – обратная связь, и это известно всем. Куда менее известно, что эта обратная связь должна быть:

  1. Мгновенной – сделал попытку → получил результат, в течении секунд, как максимум – минут
  2. Иметь шкалу лучше/хуже – это необходимо, так как корректировка «нейронных схем» в мозгу плавная, и без понятий вроде «о, получилось чуть лучше», «а теперь хуже, но все же лучше чем в первый раз» делать тонкую подстройку невозможно

Простейший пример – задача «кинуть мячик в корзину и попасть». Вообще-то это сложнейшая физико-математическая задача. Нужно учесть вес мяча, ветер, расстояние, физическое состояние целой кучи мышц, да еще и рассчитать последовательность и силу действия каждой мышцы.

Решить эту задачу аналитически способны лишь очень немногие люди на земле, однако дети обучаются этому за считанные минуты. Как?

Кинул мяч – не долетел. Еще раз – перелет. Еще раз – ушел чуть в сторону. И с каждым броском точность повышается. Сама!

Копирование

Несмотря на всю гениальность нашего мозга, если бы мы учились всему самстоятельно с нуля, то до сих пор бы жили в пещерах.

Следующий инструмент, которым мы владеем в совершенстве – это копирование. Это настолько важная функция мозга, что для нее есть соответствующие группы нейронов – зеркальные нейроны. Просто повторяя действия другого человека мы можем быстро получить первое приближение к результату. Разумеется, даже в простых задачах вроде бросания мяча в корзину – этого мало. Хотя бы потому, что физические данные у людей отличаются.

Но именно с копирование начинается процесс эффективного обучения – оно дает основу, точку старта, после которой можно уже имея полноценную обратнкую связь навык быстро довести до близкого к совершенству.

Аналитическое мышление

Если все так круто, и думать не надо, зачем тогда аналитическое мышление нужно?

Увы, думать при обучении все-таки надо, хотя и не там, где кажется на первый взгляд :)

Как я уже говорил, наша волшебная способность к самообучению работает исключительно при мгновенной обратной связи. А что если мы делаем некое действия, последствия которого отложенные?

Вот тут и нужны мысли – они позволяют дать оценку результата заранее, до получения реальной обратной связи от окружающего мира.

А если действие, которому мы пытаемся обучиться, состоит из сложного комплекса действий, то наличие «целенаправленной» обратной связи, когда ясно где именно была ошибка, позволяет мозгу учиться гораздо быстрее, корректируя ту «нейронную схему» которая выдала ошибку, а не все подряд.

Выводы

Эффективное обучение навыку начинается с полного копирования, и далее множества попыток сделать конкретные действия, так чтобы получить мгновенную обратную связь. Если же обратную связь невозможно получить от реального мира – то либо нужен тренер, который ее даст, либо знания, которые позволят трезво оценить результат после каждой попытки.

Собственно самое интересное тут в том, что при наличии компетентного тренера, чья функция может быть даже исключительно в качественной обратной связи по каждому элементу навыка – можно научиться чему-то новому, и даже вообще не понимать как этому научился.

P.S.

Есть множество различных техник обучения, которые так или иначе его ускоряют. Но мне не известно ни одного эффективного метода обучения, который бы обходился без этих 3-х компонент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *